Почему при прогреве мотор начинает троить?

Содержание
  1. Основные причины троения прогретого двигателя
  2. Пробой высоковольтных проводов
  3. Нагар на свечах зажигания
  4. Загрязнение форсунок
  5. Неисправность катушек зажигания
  6. Поломки датчиков
  7. Закоксовка поршневых колец
  8. Поиск и устранение типичных неисправностей
  9. Заключение

Троение мотора – одна из самых неприятных ситуаций, с которыми сталкиваются автомобилисты. Сложность заключается в том, что такая поломка может возникать по множеству причин, и их зачастую трудно находить. Для того, чтобы локализовать неисправность и устранить ее, необходимо понимать, в чем состоит суть троения ДВС. Эта поломка получила такое название из-за того, что в большинстве случаев в 4-цилиндровых моторах перестает работать один цилиндр, а остальные три продолжают работать. Соответственно, три из четырех рабочих тактов ДВС происходят в обычном режиме, а на четвертом наблюдается «пропуск», при котором топливная смесь частично или вовсе не сгорает. Это сопровождается ритмичными толчками двигателя и характерными хлопками из выхлопной трубы, а также увеличенным расходом топлива и резким снижением мощности ДВС.


Основные причины троения прогретого двигателя

В целом все неисправности сводятся к трем проблемам:

  1. В нерабочем цилиндре нечему гореть – в него не нагнетается топливо или смесь поступает в недостаточном количестве.
  2. Горючую смесь нечем поджигать – не формируется искра или искрообразование происходит не в том месте, где это необходимо.
  3. Наблюдается пониженная компрессия – цилиндры не герметичны из-за увеличенных зазоров, залипших поршневых колец и др.

В каждую из перечисленных категорий можно отнести несколько разных проблем. Более детально причины троения ДВС рассмотрены ниже.

Пробой высоковольтных проводов

Эти кабели соединяют свечи и катушки зажигания. Как правило, они устанавливаются сверху на двигателях. Их наконечники вставляются в свечные шахты и легко вынимаются вручную. Наиболее распространенная неисправность высоковольтных проводов – образование микротрещин на изоляции, через которые начинают пробиваться искры. Соответственно, высоковольтные разряды не достигают свечей зажигания, и в одном или нескольких цилиндрах не происходит розжиг топливной смеси.

Нагар на свечах зажигания


 

Чаще всего нагар появляется из-за некачественного топлива с посторонними примесями. Из-за черного налета на электродах ухудшается искрообразование. По этой причине испорченные свечи с нагаром теряют возможность разжигать топливо в камере сгорания. Если троит один цилиндр на горячую, а осмотр свечей подтвердил наличие налета, то с высокой вероятностью проблема заключается именно в этих деталях.

Загрязнение форсунок

Эти устройства отвечают за впрыск и равномерное распределение топливно-воздушной смеси по всему объему камеры сгорания. Если сопла форсунок забиты, или не работают электромагнитные клапаны, которые открываются и закрываются по сигналам от ЭБУ (электронного блока управления двигателя), подача топлива в цилиндры будет нарушена.

Неисправность катушек зажигания


Катушки вырабатывают высоковольтные разряды тока, необходимые для формирования искр между электродами свечей. Они могут выходить из строя из-за межвитковых замыканий, механических повреждений, заводского брака и других факторов. Найти эти детали можно по высоковольтным проводам: одни их концы вставляются в двигатель, а другие подключаются к катушкам зажигания.

Поломки датчиков

Троение на холостых оборотах на горячую часто наблюдается из-за неисправностей различных датчиков, которые отвечают за исправную работу двигателя. В некоторых ситуациях проблема заключается в износе или повреждении проводки. Зачастую это можно обнаружить невооруженным глазом, внимательно осмотрев состояние всех кабелей, которые подводятся к двигателю. Повреждения могут возникать из-за неправильного расположения проводов (они могут болтаться при движении автомобиля и постепенно заламываться), а также из-за неосторожных действий при замене датчиков или ремонте соседних узлов. В других случаях из строя выходят сами датчики, при этом проводка не имеет видимых повреждений. В частности, троение мотора могут вызывать неисправности датчиков положения коленвала, давления топлива, кислорода, положения дроссельной заслонки, температуры и др.

Закоксовка поршневых колец


Если двигатель троит на горячую, но при этом исправно работает на холодную, проблема может заключаться в залипании поршневых колец из-за их закоксовки. В непрогретом моторе масло будет более густым и вязким, поэтому оно будет создавать более толстую масляную пленку в цилиндрах, тем самым перекрывая зазоры и обеспечивая нужную компрессию. После прогрева масло становится более жидким и текучим, вместе с тем уменьшается толщина масляной пленки, и из-за этого зазоры между поршнями и цилиндрами становятся негерметичными. Как правило, закоксовка происходит из-за несвоевременного техобслуживания автомобиля, поскольку старое отработанное масло ускоряет образование шлама и твердых отложений, из-за которых поршневые кольца могут прилипать к поршням и терять подвижность.

Поиск и устранение типичных неисправностей

Если мотор нагревается и троит, нужно поочередно выполнять проверку всех деталей, из-за которых может наблюдаться такая поломка:

  1. Бронепровода. Чаще всего пробой возникает на тех частях проводов, которые вставляются в свечные шахты двигателя. Чтобы проверить их нужно при заведенном двигателе немного отогнуть резиновые пылевлагозащитные колпаки, которые закрывают свечные шахты. Если между проводами и двигателем будет видна искра, провода нужно заменить.
  2. Свечи. Их достаточно легко проверить. Нужно отсоединить бронепровода и выкрутить свечи с помощью специального трубчатого ключа. Если на электродах имеется черный нагар, он будет препятствовать искрообразованию и вызывать троение мотора. Не следует путать его с коричневым налетом, который является нормой для исправных свечей.
  3. Форсунки. Эти детали проверяются только на специальных стендах. Для выполнения такой процедуры нужно обращаться в сервис.
  4. Катушки зажигания. При поломках этих устройств на одной или нескольких свечах не будет образовываться искра. Это можно проверить, поочередно вынимая бронепровода из посадочных мест при заведенном двигателе. В исправном состоянии между ними и мотором должно наблюдаться искрение в момент их вытаскивания из свечных шахт.
  5. Датчики. Самый быстрый и эффективный способ проверки всех датчиков – электронная диагностика при помощи специального сканера. Это относительно недорогая процедура, которую выполняют в большинстве автосервисов. Проверять датчики другими способами (каждый отдельно) слишком долго и неэффективно, поскольку неопытному водителю будет трудно отличить исправный элемент от неисправного.
  6. Компрессия. Существуют специальные приборы для измерения компрессии в двигателях. Эта процедура должна выполняться при заряженном аккумуляторе, поскольку давление в цилиндрах измеряется при длительном вращении стартера и коленвала без непосредственного запуска ДВС. Замеры проводятся с помощником: один человек замеряет компрессию, находясь у капота, а второй – поворачивает ключ зажигания, находясь в салоне.

Заключение

Если мотор троит после прогрева, не следует откладывать диагностику и ремонт. Машина с такой неисправностью будет хуже разгоняться, расходовать больше топлива и сильнее загрязнять воздух недогоревшим топливом. Поэтому при первых признаках троения ДВС нужно искать причины поломок и устранять их. Если это не удается сделать самостоятельно, необходимо обратиться в автосервис. По пути на СТО следует соблюдать безопасную скорость и по возможности двигаться в правой полосе с включенной аварийной сигнализацией.

Ссылка на основную публикацию