Когда нужно менять воздушный фильтр двигателя машины

Содержание
  1. Почему не все воздушные фильтры одинаковы?
  2. Последствия несвоевременной замены
  3. Интервал замены воздушного фильтра
  4. Чем чаще, тем лучше?
  5. Видео:Сроки смены воздушного фильтра
  6. Продуть и забыть?

Частицы пыли при попадании между трущимися парами играют роль абразива, который приводит к появлению задиров на юбке поршней и цилиндрах. Соблюдение интервалов замены фильтрующего элемента – одно из условий долгого срока службы двигателя. Давайте рассмотрим частоту замены воздушного фильтра и как можно ли продлить его ресурс регулярной продувкой. Упомянем надежных производителей и подскажем правила успешной замены своими руками.

использованный и новый воздушный фильтр

Почему не все воздушные фильтры одинаковы?

Фильтрующий элемент в конструкции впускного тракта необходим для очистки поступающего в цилиндры воздуха. Фильтр задерживает частицы размером 4-10 мкм, что примерно в 14 раз меньше диаметра человеческого волоса. Для сравнения: масляный фильтр среднего класса задерживает частицы размером 15-50 мкм.

Все эти факторы выдвигают высокие требования не только к периодичности замены воздушного фильтра, но и к качеству его изготовления. В зависимости от типа фильтра и производителя, фильтрующий элемент соткан из волокон естественного (целлюлоза) или искусственного происхождения (например, полиэстер). Фильтры воздуха из нетканых материалов более устойчивы к моторному маслу, влаге и перепадам температур. 

Вне зависимости от материала, мыть воздушный фильтр категорически запрещено.

При соблюдении рекомендованных интервалов замены оба варианта отлично справляются со своей задачей. Общепризнанными мировыми лидерами в производстве фильтрующих элементов можно назвать Mann-Filter, Knecht, Mahle, Purflux. Фильтры низкого качества не обеспечивают должную степень фильтрации и не всегда герметично фиксируются в посадочном месте.

Последствия несвоевременной замены

Если воздушный фильтр не справляется со своей задачей, вы столкнетесь со следующими последствиями:

  • засорение чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Масляная взвесь, попадающая в небольшом количестве во впуск через систему вентиляции картерных газов, образует внутри впускного тракта масляную пленку. Грязевые частицы оседают на промасленной поверхности, образуя со временем плотное «одеяло», которое и вносит коррективы в показания расходомера. Как следствие, нарушается лямбда сгораемой топливовоздушной смеси. Автомобиль теряет в динамике, увеличивается расход топлива, дизельный двигатель начинает дымить;


  • увеличенный расход топлива. Забитый воздушный фильтр создает дополнительное сопротивление на такте впуска. Как следствие, часть сгораемой топливо — воздушной смеси расходуется на забор свежего воздушного заряда, а не на вращение ведущих колес. Уменьшение КПД двигателя ведет к падению мощности и повышенному расходу топлива;
  • повышенный износ цилиндропоршневой группы. Попадающие через грязный фильтр воздуха микрочастицы увеличивают механический износ трущихся пар, провоцируя задиры и увеличенные тепловые зазоры. Как следствие, снижается компрессия, увеличивается расход масла;


  • уменьшение срока службы турбонагнетателя. Абразивные частицы приводят к выработке между валом и втулкой, из-за чего турбина начинает «кидать» масло во впуск и издавать посторонние звуки при повышении оборотов;
  • ускоренное старение моторного масла. Пыль оседает во впускном тракте и на стенках цилиндров, откуда она смывается маслом в поддон. Насыщение масла грязевыми частицами негативно влияет на его смазывающую способность, что уменьшает ресурс двигателя;
  • повышенный износ оси вращения заслонок изменяемой геометрии. Как и в предыдущих случаях, пыль выступает в роли абразива, который приводит к повышенному износу оси вращения заслонок и ее посадочного места во впускном коллекторе. Особенно опасно такое явление на дизельных двигателях, на которых впускной тракт засоряется еще и частицами сажи. В случае самого негативного сценария ось заслонок обламывается, после чего отколовшиеся детали попадают в камеру сгорания.

зазоры на цилиндре двигателя авто

Интервал замены воздушного фильтра

Всеми производителями автомобилей замена фильтра воздуха наряду с моторным маслом и масляным фильтром включена в плановое ТО. Интервал межсервисного обслуживания устанавливается автопроизводителем в индивидуальном порядке и указывается в сервисной документации по ремонту и обслуживанию автомобиля.

В процессе разработки автомобиля пропускная способность фильтра и общая площадь фильтрующего элемента рассчитываются с учетом рекомендованных для владельцев интервалов ТО. На большинстве современных авто регулярное ТО проводятся каждые 10-30 тыс.км.

Последние годы наблюдается тенденция к увеличению межсервисных интервалов. Таким образом производители удешевляют общую стоимость владения новым автомобилем, чтобы сделать его покупку в автосалоне привлекательней. О влиянии подобной практики на срок службы двигателя ведется много споров. Многие владельцы ограничивают периодичность замены моторного масла до привычных 8-10 тыс.км, но стоит ли также часто менять воздушный фильтр?  

Чем чаще, тем лучше?

Мы рекомендуем совмещать замену фильтрующего элемента для воздуха с заменой моторного масла. А вот выбор интервала замены масла во многом зависит от условий эксплуатации автомобиля и выбранного производителя смазывающего материала. Для определения сроков замены на пробегах 5000, 7000 и 10000 км проведите капельную пробу масла. Этот простой, но эффективный способ позволяет оценить скорость старения масла в конкретных режимах эксплуатации двигателя. Так вы будете отчетливо понимать, на каком пробеге следует делать межсервисное ТО.

Также в выборе интервалов замены воздушного фильтра авто вы можете ориентироваться на моточасы. Они рассчитываются по формуле M=P/S (где P – преодоленное расстояние, S – средняя скорость автомобиля) и показывают фактическое время наработки двигателя. К примеру, за 300 моточасов со средней скоростью 30 км/час (городской режим) автомобиль преодолеет 9000 км, тогда как в загородном режиме и средней скорости в 60 км/час за те же 300 моточасов авто проедет 18000 км.

Рекомендованный интервал регулярного ТО 250-350 моточасов (зависит от типа моторного масла). Если автомобиль эксплуатируется преимущественно по пыльным дорогам, чистый воздушный фильтр следует устанавливать каждые 250 моточасов.

Видео:Сроки смены воздушного фильтра

Продуть и забыть?

Если вы проживаете в пыльной местности, раз в несколько тысяч километров можете продуть воздушный фильтр автомобиля. Это помогает удалить поверхностное загрязнение, листья и другие крупные частицы, но практически не продлевает срок службы фильтрующего элемента.

Гораздо важнее при замене следить за правильностью установки  фильтра воздуха и общей герметичностью впускного тракта. Негерметичный корпус фильтра или наличие подсоса воздуха в двигателе приводит к негативным последствиям. 

Ссылка на основную публикацию