Установите порядок синтаксического разбора словосочетаний

Установите порядок синтаксического разбора словосочетаний

Порядок разбора, пояснения, необходимая теория, примеры устного и письменного разборов.

Порядок разбора.

Пояснения.

Выписать словосочетание из предложения.

Запомните, НЕ являются словосочетанием:

— слово в составной степени сравнения;

— глагол в форме составного будущего времени (например, будет писать);

— однородные члены предложения.

Определить главное и зависимое слово. Поставить вопрос.

Главное – то слово, К КОТОРОМУ задаётся вопрос.

Зависимое – это то слово, ОТ КОТОРОГО к главному задаётся вопрос.

Определить, какими частями речи выражено главное и зависимое слово.

Определить тип словосочетания по главному слову.

Именное, в нём главное слово – ИМЯ существительное, прилагательное, местоимение, числительное);

Глагольное, в нём главное слово – глагол.

Наречное, в нём главное слово – наречие.

Определить вид подчинительной связи.

Согласование – тип подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Подсказка: зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей? Если изменить главное, то изменяется и зависимое.

Управление – тип связи, при которой главное управляет падежом зависимого.

Подсказка: зависимое слово стоит при главном всегда в одном падеже, даже при изменении главного.

Схема: глагол + именная часть речи (подошёл к дому), сущ.+ сущ. (книга сестры).

Примыкание – зависимое слово – неизменяемая часть речи: наречие (говорить быстро), деепричастие (говорил, смеясь), инфинитив (решил сказать) , простая сравнительная степень прилагательного ( дети постарше), неизменяемые прилагательные ( цвет хаки), притяжательные местоимения ЕГО,ЕЁ,ИХ ( их дом), существительным- несогласованным приложением (журнал «Наука и жизнь»).

Определить средства связи между словами.

Средства связи: предлоги, окончания.

Образцы синтаксического разбора словосочетания.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

Последние дни августа всегда навевают грусть.

Последние дни.

Дни (какие?) последние. Дни – главное, последние- зависимое.

Сущ.+ прилаг., именное, согласование.

Последние дни августа всегда навевают грусть.

Последние дни.

Дни (какие?) последние.

Дни – главное (от него задаётся вопрос к зависимому), последние – зависимо ( к нему задаётся вопрос от главного).

Сущ.+ прилаг., именное (главное слово- имя сущ.), согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже).

Читайте также:  994 50 Код какой страны мобильный

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  • обобщить знания учащихся о словосочетании и простом предложении;
  • закрепить знания об отличительных особенностях словосочетания и простого предложения;
  • совершенствовать умение выделять словосочетания и давать им синтаксическую характеристику;
  • совершенствовать умение разграничивать виды подчинительной связи в словосочетании и предложении;
  • развивать и совершенствовать речевые умения, лингвистически грамотно составлять словосочетания и предложения, учитывая такое языковое явление, как лексическая сочетаемость;
  • развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию учащихся;
  • совершенствовать правописные навыки.
  • Оборудование: учебник, тетрадь, тетрадь-справочник, раздаточный материал, мультимедийная установка, интерактивная доска.

    I. Организационный момент.

    II. Выборочная проверка домашнего упражнения № 84 с привлечением теоретических знаний.

    III. Новый материал.

    1. Синтаксический разбор предложения. (С использованием интерактивной доски).

    Молчаливые грачи, затянутые в блестящее оперенье, важно и качко расхаживали по дороге.

    Какие виды связи в словосочетании вам известны?

    2. Выписать из предложения по одному словосочетанию на каждый вид связи.

    Указать, в чем согласуется главное и зависимое слово, каким падежом управляет главное слово, какая часть речи примыкает?

    4. Слово учителя.

    Все виды подчинительной связи есть и в этом предложении, так как эти словосочетания входят в состав данного предложения. Но мы говорили, что виды связи в предложении намного богаче.

    Не обнаружили ли вы ещё каких связей в предложении? (Качко и важно – сочинительная связь).

    5. Синтаксический разбор словосочетания “в блестящем сиянии”. (Один ученик у доски, остальные в тетради).

    6. Самостоятельная работа по вариантам.

    Произвести синтаксический разбор словосочетания.

    Расхаживать по дороге расхаживали важно

    8. Работа с раздаточным материалом.

    Выписать сначала словосочетания, затем предложения. В словосочетаниях указать вид связи и главное слово.

    Темная ночь, наступила осень, привет от сестры, читать книгу, доносится шум, приехать издалека, шум леса, падает снег, весна шумна, приближение зимы, льет дождь, чтение книги, шумит лес, проливной дождь, зима приближается.

    Словосочетания: темная ночь, привет от сестры, читать книгу, приехать издалека, шум леса, приближение зимы, чтение книги, проливной дождь.

    Читайте также:  Основные фирмы производители bios

    Предложения: наступила осень, доносится шум, падает снег, весна шумна, льет дождь, шумит лес, зима приближается.

    10. “Пятый лишний”.

    1) Горький на вкус, глубокий по содержанию, высокий ростом, полка для книг, богатый пшеницей.

    2) Решать задачу, верить в победу, бегать быстро, нарушение правил, надеяться на успех.

    3) Платье в горошек, портфель из кожи, печальное известие, листья на дорожке, шкаф для одежды.

    4) Осенний лес, поляна в лесу, берег реки, гаснет свет, алеет на востоке.

    1) Полка для книг. Главное слово – существительное, в остальных словосочетаниях – прилагательное.

    2) Бегать быстро. Связь между словами – примыкание. В остальных словосочетаниях – управление.

    3) Листья на дорожке. У всех словосочетаний грамматическое значение – предмет и его признак, а у этого – предмет и место, где он находится.

    4) Гаснет свет. Это грамматическая основа, а остальные выражения – словосочетания.

    12. Записать словосочетания, исправив ошибки.

    Описывать о происшествии, тормозить работе, пренебречь совет, успокоиться достигнутым, разочароваться другом, жертвовать всё, уверенность в победу, делиться о переживаниях, со всеми грубит, оплатил за покупку, описал о природе.

    Описывать происшествие, тормозить в работе, пренебречь советом, успокоиться на достигнутом, разочароваться в друге, жертвовать всем, уверенность в победе, делиться переживаниями, всем грубит, оплатил покупку, описал природу.

    14. Домашнее задание. Стр. 43-44, 56, упр. 85.

    15. Письменная работа с творческим заданием.

    Составить и записать предложения, поставив слова в нужной форме. Указать в каждом предложении грамматическую основу.

    Птица, умный, голубь. Забывать, они, дом, даль, любой, гнездо, в, прилететь, никогда, не, свой, из, свой.

    Почта, это, придумать, и, люди, голубиный, давно, заметить.

    Почти, путь, лететь, в, не, домой, голубь, останавливаться, и. Не, бывать, он, что, возвращаться, но, и. Человек, подстрелить, или, сокол, грудь, недобрый, в, он, путь, сшибить, это.

    Голуби – умные птицы. Они никогда не забывают своего дома, из любой дали прилетят в свое гнездо.

    Люди давно это заметили и придумали голубиную почту.

    Голубь летит домой и почти не останавливается в пути. Но бывает, что он и не возвращается. Это в пути его подстрелил недобрый человек или сшиб грудью сокол.

    Читайте также:  Драйвер для nvidia geforce 7600 gs

    План синтаксического разбора словосочетания.

    Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.

    В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

    По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

    Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

    Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

    Пример разбора словосочетания.

    На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

    Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.

    Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

    На улице поднялся

    Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

    Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога "на". Смысловые отношения обстоятельственные.

    Солнцеглавное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.

    Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.

    Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.

    Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

    Спряталось за тучи

    Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

    Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом "за". Смысловые отношения — обстоятельственные.

    Ссылка на основную публикацию
    Уравнение плоскости по двум пересекающимся прямым
    УСЛОВИЕ: Составить уравнение плоскости, проходящей через две параллельные прямые x-2/3=y+1/2=z-3/-2 x-1/3=y-2/2=z+3/-2 Добавил yelymcheav , просмотры: ☺ 1976 ⌚ 2019-05-14 15:35:56....
    Тест соловея штрассена c
    Символ Якоби отличается от символа Лежандра тем, что в первом знаменатель – составное число, а во втором – простое. Алгоритм...
    Тест стиральной машины bosch maxx 5
    Самодиагностика – это очень важная функция, которая отличает современные стиральные машины с электронным управлением от старой аналоговой техники. Запустив сервисный...
    Уравнение баланса мощностей формула
    При решений электротехнических задач, часто нужно проверить правильность найденных значений. Для этого в науке ТОЭ, существует так называемый баланс мощностей....
    Adblock detector