Динамический диапазон в музыке

Динамический диапазон в музыке

Сохранить и прочитать потом —

Пластинки, особенно старые, которые были записаны и изготовлены до 1982 года, с гораздо меньшей вероятностью подвергались микшированию, во время которого запись бы сделали громче. Они воспроизводят естественную музыку с естественным динамическим диапазоном, который сохраняется на пластинке и теряется у большинства стандартных цифровых форматов или форматов высокого разрешения.

Разумеется, здесь есть исключения – послушайте не так давно вышедший альбом Стивена Уилсона от MA Recordings или Reference Recordings, и вы услышите, насколько хорошим может быть цифровой звук. Но это редкость, большинство современных звукозаписей громкие и сжатые.

Последнее время компрессия музыки подвергается серьезной критике, но я готов спорить, что практически все ваши любимые записи сжаты. Какие-то из них менее, какие-то более, но все равно сжаты. Сжатие динамического диапазона – это своеобразный козел отпущения, которого винят в плохом музыкальном звучании, но сильно сжатая музыка – это не новое веяние: послушайте альбомы Motown 60-х годов. То же самое можно сказать про классические работы Led Zeppelin или более молодые альбомы Wilco и Radiohead. Сжатие динамического диапазона уменьшает естественное соотношение между самым громким и самым тихим звуком на записи, поэтому шепот может быть таким же громким как крик. Довольно проблематично найти поп-музыку последних 50 лет, которая не была подвержена компрессии.

Недавно я мило побеседовал с основателем и редактором журнала Tape Op Ларри Крэйном (Larry Crane) о хороших, плохих и «злых» аспектах сжатия. Ларри Крэйн работал с такими группами и исполнителями как Стефан Маркус, Cat Power, Sleater-Kinney, Дженни Льюис, M. Ward, The Go-Betweens, Джейсон Литтл, Элиот Смит, Quasi и Richmond Fontaine. Он также управляет звукозаписывающей студией Jackpot! в Портленде, Орегон, которая являлась пристанищем для The Breeders, The Decemberists, Эдди Веддера, Pavement, R.E.M., She & Him и еще для многих-многих других.

Крэйн согласился с моими доводами, но добавил: «К разговору о компрессии нужно подходить с двух разных сторон: мы говорим про сжатие трека целиком в процессе микширования и мастеринга или о сжатии отдельных музыкальных дорожек (инструментов и вокала) в процессе записи и микширования?» Все верно, сжатие применяется на всех этапах создания музыки, поэтому часть динамического диапазона может быть давно утеряна к тому моменту, когда мастеринг-инженер выполняет последний прогон. Если у вас нет доступа к мультитрековой мастер-копии, двум дорожкам, получившимся после миксдауна, и финальной мастер-копии, то вы не сможете понять, почему запись звучит именно так.

В качестве примера удивительно неестественно звучащих, но все равно отличных песен, я привожу альбом Spoon «They Want My Soul», вышедший в 2014 году. Крэйн смеется и говорит, что слушает его в машине, поскольку там он отлично звучит. Что приводит нас к еще одному ответу на вопрос, почему музыку сжимают: потому что сжатие и дополнительная «четкость» позволяют лучше её слышать в шумных местах.

Читайте также:  Мышка в виде шара


Ларри Крэйн за работой. Фото Джейсона Куигли (Jason Quigley)

Когда люди говорят, что им нравится звук аудиозаписи, я считаю, что им нравится музыка, как если бы звук и музыка были неразделимыми терминами. Но для себя я дифференцирую эти понятия. С точки зрения меломана, звук может быть грубым и сырым, но это не будет иметь значения для большинства слушателей.

Многие торопятся обвинять мастеринг-инженеров в злоупотреблении компрессией, однако сжатие применяется непосредственно во время звукозаписи, во время микширования и только потом во время мастеринга. Если вы лично не присутствовали на каждом из этих этапов, то не сможете сказать, как звучали инструменты и вокальная партия в самом начале процесса.

Крэйн был в ударе: «Если музыкант хочет намеренно сделать звук безумным и искаженным как записи Guided by Voices, то в этом нет ничего плохого – желание всегда перевешивает качество звучания». Голос исполнителя практически всегда сжимается, то же самое происходит с басом, барабанами, гитарами и синтезаторами. С помощью компрессии громкость вокала сохраняется на нужном уровне на протяжении всей песни или немного выделяется на фоне остальных звуков.

Правильно выполненное сжатие может сделать звук барабанов более живым или намеренно странным. Чтобы музыка звучала отлично, нужно уметь пользоваться необходимыми для этого инструментами. Вот почему на то, чтобы понять, как пользоваться сжатием и не переусердствовать, уходят годы. Если микс-инженер слишком сильно сжал гитарную партию, то мастеринг-инженер уже не сможет в полной мере восстановить отсутствующие частоты.

Если бы музыканты хотели, чтобы вы слушали музыку, не прошедшую этапы микширования и мастеринга, то выпускали бы её на полки магазинов прямиком из студии. Крэйн говорит, что люди, которые создают, редактируют, микшируют музыкальные записи и проводят их мастеринг, существуют не для того, чтобы путаться под ногами у музыкантов – они помогают исполнителям с самого начала, то есть уже более ста лет.

Эти люди – часть процесса творения, в результате которого получаются удивительные произведения искусства. Крэйн добавляет: «Вам не нужна версия «Dark Side of the Moon», которая не прошла через микширование и мастеринг». Pink Floyd выпустили песню в таком виде, в каком они хотели её слышать.

Возможно, по прошлым колонкам у кого-то сложилось впечатление, что я призываю не скулить, переходить на сетевые плееры и HD-контент, и все автоматом станет окей. Это не совсем так. Сравнивая несколько изданий одного альбома, прежде всего меня интересует не максимальное количество бит, а максимальная ширина динамического диапазона.

Читайте также:  Как выключить windows defender в windows 10

Чтобы узнать, нуждается ли в нем ваша акустика — поставьте простой эксперимент. Запустите любой компакт-диск примерно до 90-го года выпуска, и прибавьте газку на усилителе. Звук остался плоским, вялым и невыразительным, как и на малой громкости, да? Я вас поздравляю — акустика справляется только с компрессированными записями.

В 80-х компакт-диски причислялись к High-End. Динамический диапазон уважали и принимали за точку отсчета самое громкое место в альбоме, по которому и выстраивали CD-мастеринг. В начале 90-х пики цифрового сигнала стали потихоньку подтягивать к лимиту в 0 дБ. Громче было нельзя, иначе звуковая волна обрезалась, и не просто, а с искажениями, называемыми клиппингом.

Я отлично помню тот переломный момент, когда вдруг поперли громкие, раскатистые альбомы вроде «The Fat of the Land» (1997) у The Prodigy или «Gran Turismo» (1998) у The Cardigans. Я тогда еще не знал, что во второй половине 90-х на студиях распространились цифровые компрессоры и лимитеры, позволяющие эффективно отсекать пики сигнала и подтягивать к 0 дБ уже основную музыкальную партию, делая ее еще громче, громче и громче. Не скрою, что тогда мне очень понравилось звучание этих новых альбомов. К тому же моя hi-fi система попросту не позволяла раскрыть потенциал «тихих» CD с большим динамическим диапазоном. А свежие издания звучали действительно лихо — и не только у меня. Это и был решающий аргумент в знаменитой loudness war, начавшейся еще в виниловую эпоху, когда продюсеры и музыканты обратили внимание, что громкие синглы лучше привлекают публику. C легкой руки лейбла Motown появился термин «Hot Mastering».

Позже мне стало очевидно, что эти накачанные анаболиками треки невозможно слушать на большой громкости — музыка получается зычная, но пустая, как барабан. Сегодня практически 100% новых записей и ремастеров издается с компрессией динамики. Тенденции не избежали даже тестовые CD. Например, таковой сделалась серия демо-дисков Focal JMLab, начиная с 2000 года. Исключения составляют лейблы с классической музыкой и специальные издания вроде тех, которые делают на Mobile Fidelity Sound Lab.

В loudness war есть своя логика — ведь музыку чаще всего слушают в автомобилях, портативе и мультимедийных системах — фонограмма с большой амплитудой прозвучит там абсолютно беспомощно.

На хорошей, чуткой акустике слышно, что больше всего при компрессии страдает вокал. Студийными эффектами сцену можно сделать сколь угодно широкой, добавить баску, но голос в зажатой динамике потеряет в живости и локализации. Он размажется где-то там, между третьим и четвертым инструментами.

Читайте также:  Простой калькулятор на java

Однако не стоит отчаиваться. Спецификации современных АС с тугими длинноходными динамиками чувствительностью ниже 88 дБ не описывают этот нюанс, но большинство из них адаптировано именно под компрессированный контент. Иначе бы вы не накупили себе столько ремастеров. Самые мудрые и понимающие издатели выпускают (например, Пол Маккартни) в двух вариантах — полнодиапазонном и традиционном «громком». Надеюсь, это станет стандартной процедурой в индустрии. А пока, если интересно получить на руки цифровое измерение динамического здоровья свой аудиоколлекции, поставьте к плееру Foobar соответствующий плагин. Познавательное занятие, честно скажу.

Совсем недавно мы обсуждали старый новый звук высокого разрешения. Эту тему изначально поднял Стив Гуттенберг. Иногда мы отталкиваемся от оценок Стива в попытке найти свои решения и ответы на вопросы.

Сегодня мы решили привести основные моменты из очередного материала эксперта.

Стив говорит об альбоме Стивена Уилсона от MA Recordings и Reference Recordings. Он приводит его в качестве примера того, насколько хорошим может быть цифровой звук. Но это редкость в эпоху борьбы за громкость и сжатие.

Суть сжатия динамического диапазона в том, что оно уменьшает естественное соотношение между самым громким и самым тихим звуком на записи. Конечно, сильно сжатая музыка – это не новое веяние. Стив приводит в качестве примера альбомы Motown 60-х годов, Led Zeppelin и альбомы Wilco и Radiohead.

«Сжатие применяется на всех этапах создания музыки, поэтому часть динамического диапазона может быть давно утеряна к тому моменту, когда мастеринг-инженер выполняет последний прогон.

Когда люди говорят, что им нравится звук аудиозаписи, я считаю, что им нравится музыка, как если бы звук и музыка были неразделимыми терминами. Но для себя я дифференцирую эти понятия.

С точки зрения меломана, звук может быть грубым и сырым, но это не будет иметь значения для большинства слушателей»

На ГТ достаточно активно обсуждают тему компрессии. В одном из материалов были разобраны основные типы сжатия и рекомендации по работе с этим инструментом.

Стив замечает, что сжатие применяется непосредственно во время звукозаписи, во время микширования и только потом во время мастеринга. Исходя из данного положения дел, достаточно сложно сказать, как звучали инструменты и вокальная партия в самом начале процесса.

С помощью компрессии громкость вокала сохраняется на нужном уровне на протяжении всей песни или немного выделяется на фоне остальных звуков. Аналогичная ситуация и с инструментами но, чтобы понять, как пользоваться сжатием и не переусердствовать, уходят годы.

Парочка интересных обсуждений на основе наших материалов:

Ссылка на основную публикацию
Динамический внешний ip адрес
При первом подключении к Интернету пользователю дается от провайдера индивидуальный номер, который и называют IP адресом компьютера, причем присваивается не...
Греется верхняя часть телефона
Зная, почему нагревается телефон, пользователь может попытаться снизить его температуру. Это поможет решить одну из самых распространённых проблем гаджетов на...
Греется насос в системе отопления дома
Неправильная эксплуатация циркуляционного насоса приводит к возникновению различных проблем, в том числе к перегреву. Из-за перегрева насосное оборудование может выйти...
Динамический диапазон в музыке
Сохранить и прочитать потом — Пластинки, особенно старые, которые были записаны и изготовлены до 1982 года, с гораздо меньшей вероятностью...
Adblock detector